#теория #от_подписчика
"Always here, always together".
Я испытываю острую потребность поделиться с любимыми сошипперами некой идеей, терзающей мою голову уже долгие годы. Сложно сказать, что это – странная и не имеющая чётких границ теория, излюбленный и навязчивый хэдканон, или же просто моё скромное и не всем понятное мнение. Я хочу рассказать вам о Последней Проблеме. Я хочу поведать вам удивительную историю Рейхенбаха, которая потрясает меня и по сей день. Такая простая и очевидная мысль успокаивает и радует меня несмотря ни на что. Возможно, не все разделят мои чувства, не все поймут мой посыл и мессэдж, но мне нужно это написать.
На протяжении долгих лет фанатские теории появляются и исчезают в бездне, но меня никогда не покидает мысль о том, что в каком-то необычном, непривычном и вычурном формате, Шериарти всё же получили эндгейм. Шерлок Холмс и Джеймс Мориарти, самые настоящие и первозданные, умерли вместе, в один день, один час и одну минуту, упав со скалы в пропасть. Их поглотили воды Рейхенбанхского водопада, и они действительно погибли. Вместе. Таков был канон Артура Конана-Дойля. Его решение, его задумка, его истинный творческий порыв. Он убил их тогда, в "Последнем деле Шерлока Холмса", и это что-то значит.
Да, я знаю, что АКД потом воскресил Шерлока. Но сделал он это под огромным давлением фанатов и общественности. Он сам признался, что исключительно баснословные суммы денег заставили его вытащить из могилы старину Холмса. Это был прямой фансервис. Вынужденная мера. Всем нужны деньги. Изначально, без какого-либо давления обстоятельств, Конан-Дойль по собственной воле закончил историю Холмса именно так: его последней проблемой с Мориарти, Рейхенбахом, их совместной гибелью. И наверное, он, как их создатель, что-то в этом понимал.
Да, я так же знаю, что не всех интересует канон АКД. Я знаю, что британский "Шерлок" – современный сериал, который не обязан соответствовать старой книге, я понимаю, что в нём развивается собственная история, и большинство воспринимает её отдельно от первоначального канона. Я, как и вы, хочу увидеть именно в современном "Шерлоке" новые сцены Шериарти. Я хочу насладиться потрясающей химией Бенедикта и Эндрю. Но всё же: не было бы Шерлока и Мориарти без АКД, именно он сотворил их, и современные Шериарти – лишь новое видение, немного иная версия первозданных Шерлока и Мориарти. Суть от этого не меняется. Корень их особых отношений остался таким же, как в далёком 19-ом веке.
Таким образом, первоначальные Шерлок и Джим в самой естественной версии канона умерли вместе, в Рейхенбахе. Так написал автор. И он прав.
Существование Шерлока без Мориарти – это что-то совершенно неправильное, иррациональное, впрочем как и существования Джеймса без Холмса-младшего. Так изначально не должно было быть. Они как две стороны одной медали: формально по разные стороны шахматного поля, но при этом являются одним целым, неделимым. Можно рассматривать ситуацию с двух сторон: как условные (!) добро и зло, день и ночь не могут существовать друг без друга, точно так же и нельзя просто разорвать на две части одно целое, не лишив смысла обе эти части.
Джим Мориарти – это не просто один из противников Шерлока Холмса, как нам пытаются показать в сериале. Это его главная слабость, его трещина в лупе, вирус в системе, сбой в компьютерной программе. Никто и никогда не сможет заменить Шерлоку Джима. И дело даже не в том, что в мире не найдется более гениального злодея; просто Джеймс и Шерлок собрались как пазлы, и их уже нельзя разобрать. Они подошли друг к другу идеально. И дело здесь куда серьёзнее, чем просто интеллектуальный интерес. Они привязались друг к другу, стали одержимы; я рискну сказать, что между ними действительно возникли чувства, которые они оба отрицают. И пока нам пытаются впихнуть Мангусенна, Смита или ещё кого-либо, в той первоначальной версии канона Шерлок и Мориарти уже давно решили свою последнюю проблему, погибнув вместе.
Самым ярким доказательством того, что существование Шерлока и Джима друг без друга дисгармонично, является спешл. Это просто кладезь канонного удовольствия. И я говорю вовсе не о банальном облизывании пистолета, далеко не только об этом. Прошу обратить внимание на то, что это сон Шерлока, а следовательно его бессознательное, его потайное "Я", то, что он не может контролировать, не может подвергнуть холодному расчёту. Этот спешл изобилует параллелями на реальные события. Причём в этих параллелях заложен глубокий смысл.
И в этом спешле Шерлок говорит о призраках, которые мы сами себе создаём. Так же абсолютно очевидная параллель проводится между смертью невесты и смертью Джима. Здесь в ход уже идут основы психоанализа и банальная логика: Мориарти предстаёт в образе трупа невесты, сливается с ней в буквальном смысле. А в сновидениях подобное просто так не происходит. Образ трупа невесты в культуре – это всегда образ демонической возлюбленной, которая является к любимому после своей смерти. А почему она является? Именно потому, что любимый не смог её отпустить.
Шерлок не смог отпустить Мориарти. Этот навязчивый образ засел у него в голове. Он, вероятно, и хочет, и пытается, но не может. Оба раза в чертогах Шерлока выводит из глубинного забвения Джон, который служит Шерлоку своеобразным "якорем из реального мира". Это не значит, что Шерлок романтически влюблён в Джона, это значит именно то, что Шерлок цепляется за Джона, чтобы не потонуть в пучине бездны с Мориарти. Тому подтверждением служит сцена с Джимом в смирительной рубашке, к которому Шерлок обращается с вопросом "Почему ты никогда не чувствовал боль?", но услышав имя Джона, Шерлок возвращается к реальности; а так же сцена у водопада, где Джон "спасает" Шерлока от Мориарти. Забавно, что после этого Шерлок прыгает в воду вслед за своим "врагом". Эти сцены зеркалят друг друга. В обеих Шерлоку помогает выбраться Джон, и в обеих Шерлока буквально пытается удержать его собственное подсознание, не желая его отпускать.
Мориарти – это самое глубокое, что есть в Шерлоке, это не просто человек или воспоминания о нём, это уже целые качества самого Шерлока, которые он прячет куда подальше. Мориарти – его эмоции и чувства. "Боль чувствуешь всегда, Шерлок, но её не нужно бояться. Боль, разбитое сердце, потери, смерть – это всё хорошо, хорошо" – уверяет обезумевший Джим в подсознании Шерлока. Запертый в мягкой палате и одетый в смирительную рубашку (попытка Шерлока совладать с Мориарти внутри себя, усмирить зверя), Джим взывает к казалось бы неприятным, но самым глубоким и острым чувствам человека. "Слишком глубоко, Шерлок, слишком глубоко", произносит Джеймс у водопада в спешле, сигнализируя о том, что Шерлок забрался слишком глубоко в своё подсознание. Он подошел слишком близко к спрятанному за семью замками "Я", своему настоящему "Я".
И его настоящее "Я" – это Шерлок, способный пожать Джиму руку в аду, это Шерлок, способный гореть и сделать всё что угодно, это Шерлок, способный любить и страдать, это человек с кучей комплексов, демонов и недостатков, с чёрной душой, но всё же человек – не биоробот, каким он пытается казаться. Настоящий "Я" Шерлока – в каком-то смысле и есть сам Джеймс Мориарти. Которого Шерлок отрицает, пытается забыть, выкинуть из головы, но он даже не понимает, что ему не выдернуть Мориарти с корнем, потому что Мориарти и есть его корень. Поэтому Шерлока непреодолимо тянет к нему, он с удовольствием разгадывает его загадки, играет в его (нет, в их) игру. Точно так же и глубоким, скрытым "Я" Джима можно назвать Шерлока. "Я – это ты", "Ты – это я". Ведь эти слова имеют огромное значение.
Даже саркастичное "Поженитесь уже" от Мориарти, направленное в сторону Джонлока в спешле, является ничем иным, как аллюзией на слова Джона из реальности о Шериарти во время их игры: "Надеюсь, вы будете счастливы".
А чего стоят цитаты о трещине в лупе? Во сне Шерлока эта метафора упоминается дважды. Один раз он говорит о романтических чувствах, которые для него как трещина в лупе, в другой раз речь идёт о Мориарти, и используется тоже самое выражение. У кого-то ещё остались сомнения, что Шерлок одержим Мориарти?!
Яркие сцены в доме у Шерлока. "Смерть – это так сексуально", "В твоей комнате пахнет так по-мужски", "В пыли есть частички кожи", "У тебя удивительно удобная кровать"... Сон – это воплощение тайных, скрытых желаний, которые вылезают наружу благодаря подсознанию против воли самого человека. Но не это главное здесь, а одна из моих любимейших цитат: "Нам не нужны игрушки, чтобы убить друг друга. Где в этом интимность?". Сразу вспоминается оригинальная смерть из канона АКД, где Шерлок просто утянул Джеймса за собой в водопад и упал сам. Но суть не только в этом. Мориарти – наркотик и вирус, убивающий Шерлока изнутри; им действительно не нужны "игрушки" и оружие, чтоб убить друг друга.
Но это не значит, что Джеймс носит исключительно разрушительный характер для Шерлока. Просто отрицание, страх, обман, которыми окружил себя Шерлок, цепи, на которые он привязал Мориарти в своей голове, – именно это и разрушает его личность. Настоящий Джим заставлял его мозг работать и сердце биться. А теперь это пугающий призрак невесты, демон, монстр, и не только потому, что Джеймс умер, но и потому, что Шерлок не принял себя настоящего.
А манипуляции Джима с пистолетом – не попытка соблазнить Шерлока (что его соблазнять, собственно?), а усмешка, издевательство. Он смеётся над тем, что Шерлок так ничего и не понял. Подсознание Шерлока уже давно знает ответ. Но он сам не может его найти или не хочет принять. Суть в том, что убивает не падение. А приземление.
"Я должен тебе падение" – гимн, под которым проходит Рейхенбах уже в реальности. Забавное "совпадение" в том, что в английском языке это звучит как "I owe you a fall", а "to fall for someone" может так же означать "влюбиться в кого-либо". Подумайте об этом. Я должен тебе падение... Падение, но не смерть, нет, Джеймс не желал просто убить Шерлока, убивает не падение. Он желал чего-то другого. Понял ли Шерлок?.. Кажется, что Джеймс недвусмысленно намекает на то, что один из них должен уйти. И вроде ни для кого не секрет, что "The Final Problem" Шерлока и Мориарти заключается в "Staying Alive". И песня включена совсем неспроста. Их последняя проблема – выяснить, кто же останется в живых?
Но как мы можем понять из спешла, об этом глупо даже говорить. Шерлок умирает без Джеймса. Медленно и мучительно. "Оставаться в живых – это так скучно", произносит Мориарти на крыше. Хотел ли он жить? Хотел ли он жить без Шерлока, заставив того совершить самоубийство? Хотел ли он, чтоб Шерлок, инсценировав суицид для снайперов, продолжил жить без него? Нет. Так не должно было быть. Мы всё еще точно не знаем, выжил ли Мориарти тогда, но это уже в сущности не столь важно. Важнее другое – если он мёртв, Шерлок не должен был выжить. Потому что их последняя проблема – это не кто кого скинет с водопада и выживет. Их последняя проблема – это принять себя настоящими и умереть, чтоб переродиться, стать бессмертными. Шерлок впервые признаётся на крыше, что он не один из ангелов, что он такой же, как Мориарти. И это не просто трюк, это важное откровение. "I am you", "You am me" – эти слова фактически решают последнюю проблему заклятых врагов. Понять, что смотришь в зеркало. Понять, что не сможешь жить без другого. Рукопожатие символизирует взаимное уважение и принятие. А дальше они должны были умереть. Оба.
Кто же выиграл в этой игре? Если ставка – чувства, то проиграли оба. Они оба погибли по истинной задумке автора, они оба упали с водопада в каноне АКД, они оба have fallen (помните второе значение слова "fall"?). Это и есть их последняя проблема. Упасть. Вдвоём. Потому что "От судьбы не уйти", как говорят нам в 4-ом сезоне. Погибая, они обретают символическое бессмертие. Об этом говорил сам Конан-Дойль. Он хотел закончить историю Шерлока именно так, но его не просто заставили продолжить, произошло нечто большее – история Шерлока Холмса (а следовательно Джеймса Мориарти) стала вечной, бессмертной, спустя годы о ней не утихают споры, создаются всё новые версии, теории и адаптации. Это самый красивый и прекрасный финал, который можно было пожелать Шериарти. И они его получили. Может, не прямым текстом в этом сериале, но-таки получили. Они навсегда останутся там, в Рейхенбанхском водопаде, ведь как сказал Джим в спешле...
"This is how we end, you and I. Always here, always together".
Всегда здесь, всегда вместе.